Сейчас витражи кажутся неотъемлемой частью искусства Средневековья – возможно, одной из лучших его граней. Однако стоит сразу оговорить некоторые моменты. Во-первых, время появления витражных стёкол – поздняя античность: идея превращать оконные проёмы в удивительные картины пришла впервые вовсе не к мастерам эпохи соборов и высоких шпилей. А во-вторых, как ни странно, современники мало ценили витражи – куда меньше, чем фрески или гравюры.
Техника изготовления картин из стекла в корне отличается от того, как работают живописцы. И сейчас, и в далёкие Средние века художники использовали непрозрачную основу, делали акценты света при помощи мазков более светлой краски – осветляли цвет белой или брали золотую. Мастера витражей, напротив, работают с прозрачной основой (стеклом) и обозначают контуры чёрной непрозрачной краской.
Немного о создании картин из стекла
Первый шаг любой работы – эскиз. Мастер согласовывал его с заказчиком и начинал работать только после решения всех вопросов. В средневековых трактатах говорится, что набросок переносили на панель из дерева в «реальном масштабе», т.е. заготовка получалась такого же размера, как и готовая работа.
Второй этап – прорисовка контуров на заготовке. После этого можно было разрезать стекло на фрагменты и приступить к подбору краски. В разных мастерских были разные традиции: одни мастера сначала накладывали жидкую краску, другие – прочерчивали контуры. Подготовив основу, витражист прорабатывал мельчайшие детали вплоть до формы каждой складки.
Долгое время в качестве основы мастера витражей использовали гризайль чёрного или коричневого цвета. Исламский живописцы уже тогда знали и серебряную краску, но европейцам пришлось искать её секрет самостоятельно: «открытие» сделали во Франции. Довольно скоро оно пришло и в Англию, и в юго-западные области Германии.
Любая краска – это толчёное стекло и металлические пигменты. Серебряная краска – это сложная субстанция, которая состоит из сплава сурьмы и толчёного серебра, а также охры и воды. Ей работали по внутренней стороне стекла, чтобы добиться соединения двух цветов на одном фрагменте. Дело в том, что во время обжига эта краска становилась жёлтой, сплавляясь со стеклом.
Обжиг – это третий шаг работы. Так мастера закрепляют краску на гладком стекольном полотне. Если обжечь витраж по всем правилам, то краски будут сохранять цвет не одно столетие.
Четвёртый шаг – фиксация. Расписанные и обожжённые фрагменты раскладывали на панели-заготовке и соединяли полосками из свинца. Эти скрепы походили на букву «Н», если её положить на бок, длиной были чуть больше полуметра и отливались по шаблону.
Примерно в XV веке перешли к другой технологии: свинцовые полоски стали спаивать. Получалась лёгкая сетка произвольной формы – она удерживала конструкцию и позволяла увеличить размер витража. Последний штрих – укрепление несущей основы и собственно установка картины.
Кухня - это то место в доме, которое обладает особой, теплой атмосферой. Здесь семья проводит больше всего времени,
Подробнее 0